Исследования в области когнитивистики продемонстрировали, что одним из главных вызовов в обучении является перенос информации из рабочей памяти в долговременную. Наша рабочая память, где мозг обрабатывает новую информацию — ограничена. Например, вы можете прочитать заголовок этого материала, имя автора и забыть все это уже через несколько секунд.
Долговременная память предназначена для практически неограниченного объёма информации. Если вас попросят назвать вашу любимую книгу или фильм, скорее всего, даже десятилетия спустя, вы сможете восстановить все из памяти.
Задача учителя — разделять новую информацию на блоки, которые легче изучить и понять, добавлять структуры и схемы в уроки, научить учеников переносить информацию из рабочей памяти в долговременную, и главное, использовать знания для того, чтобы переносить их в новые рамки, то есть включать практическое мышление.
2 интуитивные и научно доказанные техники, которые помогут осуществить это называются Retrieval practice и Spacing.
Retrieval practice - можно перевести как извлечение, воспроизведение информации по памяти. Мы можем обеспечить это с помощью открытых вопросов, тестов, рефлексии. Spacing - про интервальное повторение материала, когда мы делим контент на блоки и периодически возвращаемся к нему, чтобы “взломать” кривую забывания.
Одним из ярких нейро-мифов является убеждение, что ученики запоминают материал, когда учитель презентует и объясняет новые темы. На самом деле, каждый ученик по-своему интерпретирует контент, поэтому необходимо постоянно проверять понимание.
Ученикам тоже желательно объяснять, какие стратегии обучения являются более эффективными, потому что многие, например, используют такие методы, как перечитывать конспекты или повторять темы с помощью обучающих роликов на YouTube и проваливаются в “иллюзию знания”, то есть верят, что усвоили контент, но на самом деле потом получают неудовлетворительные оценки на экзаменах.
Преимущества техники Retrieval practice:
Эта технику можно использовать в разных форматах, например, тесты без риска — когда ученики проверяют себя на понимание материала с помощью тестов и квизов, в рамках формирующего оценивания, то есть, без страха получить плохую оценку. Так мы меняем культуру обучения в классе и используем тесты как инструмент для обучения, а не оценивания. Тесты можно использовать разные: цифровые ресурсы, например, Google Формы, Plickers, устные опросы, карточки, динамичные тесты — когда каждый угол в классе назван определённым вариантом, A, B, C, или D и ученики перебегают к правильному ответу.
Все это помогает ученикам определить пробелы в знаниях, то есть если они неправильно отвечают на определённое вопросы, это служит индикатором “знаю, не знаю” тему. При этом, отсутствие стресса и страха экзамена, проверки, тоже положительно влияет на создание и укрепление нейронных связей.
В книге “Powerful teaching” авторов Пэтрис Бэйн и Пуджа Агарвол описывается стратегия Brain Dumps, которую мои ученики назвали Омут памяти. Учитель задает открытый вопрос “Что мы проходили на прошлом уроке”, дает 1 минуту подумать и потом ученики выгружают все из памяти на стикер. Это пример Retrieval practice. Такое небольшое упражнение при регулярном использовании помогает включать осознанность учеников, организовать знания. Улучшать культуру обучения в классе.