Caravan of Knowledge
 
Две техники эффективного преподавания, о которых должен знать каждый учитель
Статья
Ключевые слова:
Когнитивистика, Долговременная память, Retrieval practice, Spacing, Эффективные стратегии обучения
Авторы
Мырзабекова Аяш Бериковна

Учитель английского языка, методолог, лицей-интернат “БІЛІМ-ИННОВАЦИЯ”,
город Экибастуз, Казахстан
Исследования в области когнитивистики продемонстрировали, что одним из главных вызовов в обучении является перенос информации из рабочей памяти в долговременную. Наша рабочая память, где мозг обрабатывает новую информацию — ограничена. Например, вы можете прочитать заголовок этого материала, имя автора и забыть все это уже через несколько секунд.

Долговременная память предназначена для практически неограниченного объёма информации. Если вас попросят назвать вашу любимую книгу или фильм, скорее всего, даже десятилетия спустя, вы сможете восстановить все из памяти.

Задача учителя — разделять новую информацию на блоки, которые легче изучить и понять, добавлять структуры и схемы в уроки, научить учеников переносить информацию из рабочей памяти в долговременную, и главное, использовать знания для того, чтобы переносить их в новые рамки, то есть включать практическое мышление.

2 интуитивные и научно доказанные техники, которые помогут осуществить это называются Retrieval practice и Spacing.

Retrieval practice - можно перевести как извлечение, воспроизведение информации по памяти. Мы можем обеспечить это с помощью открытых вопросов, тестов, рефлексии. Spacing - про интервальное повторение материала, когда мы делим контент на блоки и периодически возвращаемся к нему, чтобы “взломать” кривую забывания.

Одним из ярких нейро-мифов является убеждение, что ученики запоминают материал, когда учитель презентует и объясняет новые темы. На самом деле, каждый ученик по-своему интерпретирует контент, поэтому необходимо постоянно проверять понимание.

Ученикам тоже желательно объяснять, какие стратегии обучения являются более эффективными, потому что многие, например, используют такие методы, как перечитывать конспекты или повторять темы с помощью обучающих роликов на YouTube и проваливаются в “иллюзию знания”, то есть верят, что усвоили контент, но на самом деле потом получают неудовлетворительные оценки на экзаменах.

Преимущества техники Retrieval practice:
Эта технику можно использовать в разных форматах, например, тесты без риска — когда ученики проверяют себя на понимание материала с помощью тестов и квизов, в рамках формирующего оценивания, то есть, без страха получить плохую оценку. Так мы меняем культуру обучения в классе и используем тесты как инструмент для обучения, а не оценивания. Тесты можно использовать разные: цифровые ресурсы, например, Google Формы, Plickers, устные опросы, карточки, динамичные тесты — когда каждый угол в классе назван определённым вариантом, A, B, C, или D и ученики перебегают к правильному ответу.

Все это помогает ученикам определить пробелы в знаниях, то есть если они неправильно отвечают на определённое вопросы, это служит индикатором “знаю, не знаю” тему. При этом, отсутствие стресса и страха экзамена, проверки, тоже положительно влияет на создание и укрепление нейронных связей.

В книге “Powerful teaching” авторов Пэтрис Бэйн и Пуджа Агарвол описывается стратегия Brain Dumps, которую мои ученики назвали Омут памяти. Учитель задает открытый вопрос “Что мы проходили на прошлом уроке”, дает 1 минуту подумать и потом ученики выгружают все из памяти на стикер. Это пример Retrieval practice. Такое небольшое упражнение при регулярном использовании помогает включать осознанность учеников, организовать знания. Улучшать культуру обучения в классе.
Стратегия “Под софитом” также позволяет разнообразить формат тестов.

Один ученик выходит к доске, а все остальные работают самостоятельно, либо наблюдают за одноклассником / одноклассницей у доски и отмечают в своём рабочем листе “правильно”, “неправильно”.

Другое преимущество Retrieval practice - получение проактивной обратной связи, что помогает повысить мотивацию учеников. Когда ученики сразу понимают, правильно или неправильно они ответили на вопрос, они развивают осознанный подход к обучению, размышляют о том, какие стратегии помогут улучшить процесс обучения. Можно добавлять развивающие вопросы как “что ты планируешь сделать, чтобы лучше усвоить тему?”, “какие дополнительные ресурсы можно задействовать для углубления понимания этой темы?”, “какие концепты были для тебя самыми сложными сегодня?”.

Стратегия
“Под софитом”

Техника "Spacing"
Иллюстрация из книги Carl Hendrick “What Does This Look Like in the Classroom?: Bridging the gap between research and practice”
Технику Spacing, интервального повторения открыл в 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз. Многолетние исследования подтвердили, что интервальное повторение является одной из самых эффективных стратегий обучения.

Техника Spacing отличается от неэффективной “зубрежки” тем, что ученики делят контент на блоки, учатся равномерно распределять нагрузку. Вот наглядная иллюстрация из книги Carl Hendrick “What Does This Look Like in the Classroom?: Bridging the gap between research and practice”.

Каждый раз, когда ученики немного “забывают” пройденный материал, но регулярно повторяют его, позволяет переводить контент в долговременную память и использовать его в новых ситуациях, что и является примером глубинных, а не поверхностных и отрывочных знаний. Также важно “миксовать” темы и концепты, а не давать знания одним блоком, так как это может привести к автоматическому заполнению ответов. Например, на уроке английского языка мы можем дать ученикам практическое задание на две похожие темы, Present Simple и Present Continuous, таким образом, немного усложнив задачу, когда нужно выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Важный момент: когда учитель распределяет практику на определенную тему на несколько дней и подключает больше практических тестов, это дает возможность ученикам, которые плохо поняли тему или пропустили урок, освоить контент.
Используя научно обоснованные методы и создавая вовлеченную среду обучения, учителя могут помочь ученикам развить навыки эффективного обучения, которые останутся с ними на всю жизнь.



Список использованной литературы:
  1. Roediger, H. L., & Karpicke, J. D. (2006). The power of testing memory: Basic research and implications for educational practice. Psychological Science.
  2. Agarwal, P. K., D'Antonio, L., Roediger III, H. L., McDermott, K. B., & McDaniel, M. A. (2014). Classroom-based programs of retrieval practice reduce middle school and high school students' test anxiety.
  3. Busch, B., Watson, E., & Bogatchek, L. (2023). Teaching and Learning, Illuminated.
Также вас могут заинтересовать
Science Talk
Наука сегодня — обсуждаем вместе с учеными
Made on
Tilda