Основная частьСовременный мир быстро меняется под воздействием технологического прогресса и цифровой трансформации. Для успешного участия в глобальной экономике требуются специалисты, обладающие знаниями и навыками в области науки, технологий, инженерии, искусства и математики — составляющих STEAM. Казахстан, осознавая этот вызов, активно развивает STEAM-образование, чтобы подготовить молодежь к требованиям будущего.
Цели и задачи исследованияИсследование, организованное Корпоративным Фондом «Caravan of Knowledge» в партнерстве с Министерством просвещения Республики Казахстан и при поддержке компании Chevron, направлено на анализ состояния и потенциала развития STEAM-профессий в ключевых отраслях экономики. Среди поставленных задач — идентификация актуальных профессий, определение потребностей рынка труда, прогнозирование спроса и разработка рекомендаций для образовательных программ.
STEAM-профессии в мире и КазахстанеSTEAM-профессии охватывают широкий спектр сфер — от биохимии и информационных технологий до архитектуры и инженерии. Во многих странах, таких как США, Великобритания, Южная Корея и Сингапур, внедрение STEAM-образования уже приносит плоды: развиваются инновации, укрепляется экономика, создаются решения для глобальных вызовов, таких как изменение климата и цифровизация.
В Казахстане STEAM-профессии включают инженерные, IT-специальности, биотехнологии, экологию и другие. Однако отсутствует чёткий перечень STEAM-специальностей, что подчёркивает необходимость системного подхода к их развитию.
Анализ потребностей и прогнозы развитияИсследование охватило три ключевые отрасли: энергетическую, IT и агропромышленную. Эти сферы демонстрируют высокий потенциал для внедрения STEAM-компетенций. Например, в нефтегазовой отрасли востребованы специалисты по робототехнике и аналитике данных, в агропромышленной — биотехнологи и экологи, а в ИТ — разработчики программного обеспечения и инженеры по кибербезопасности.
Прогнозы показывают, что в ближайшие 3–5 лет спрос на STEAM-специалистов будет расти. Это связано с активной цифровизацией, развитием возобновляемой энергетики и автоматизацией производства.
Людмила Бурлаченко, автор методических материалов по самоопределению и профориентации старшеклассников “Open Your Way”, системы функционального анализа “Зерайн”, участница группы по разработке Закона РК “о государственной молодежной политики”, а также соавтор данного исследования поделилась своими взглядами на ключевые навыки и вызовы для STEAM-специалистов:
- Какие ключевые навыки и компетенции в STEAM-профессиях вы считаете будут наиболее востребованы на рынке труда в Казахстане?
Среди важнейших компетенций — креативность, критическое мышление, способность к сотрудничеству и самоуправлению. Также выделяются навыки работы с современными технологиями: искусственным интеллектом, большими данными (big data), блокчейном. Важна экологическая осведомлённость и умение работать с агротехнологиями для специалистов сельскохозяйственной отрасли.
- Какие вызовы и барьеры существуют для развития STEAM-профессий в указанных отраслях экономики Казахстана?
Трансформация профессий и различия в техническом оснащении компаний создают трудности для подготовки специалистов. Образовательные учреждения часто не успевают адаптироваться к требованиям рынка, а качество обучения требует значительных улучшений. Сегодня можно обозначить лишь тенденции трансформации действующих профессий, направление интеграции определённых сфер и компетенций, которая становятся все более актуальной. И конечно в каждой отрасли существует своя специфика. В сельскохозяйственной отрасли наблюдается серьезный кадровый дефицит, усугубляющийся низкой мотивацией студентов-грантников и снижением качества образования. В сфере информационных технологий основные проблемы связаны с завышенными ожиданиями выпускников и необходимостью постоянного обучения для соответствия быстро меняющимся требованиям отрасли. В энергетическом и нефтегазовом секторах компании все чаще берут на себя ответственность за подготовку кадров, выстраивая собственные системы обучения и развития персонала в ответ на разрыв между уровнем подготовки выпускников и требованиями к компетенциям.
- Существуют ли пути решения этих проблем сегодня? Если да, то какие?
Необходимо создавать отраслевые исследовательские лаборатории для интеграции теории и практики, а также обновлять образовательные программы с учётом тенденций. Отраслевые исследовательские лаборатории предлагаются как решение для развития STEAM-профессий и улучшения ситуации на рынке труда. Эти лаборатории должны служить экспериментальными площадками для получения студентами практического опыта и помогать компаниям в подборе мотивированных кадров через различные форматы работы, включая инкубаторы и хакатоны. Их ключевой задачей также станет мониторинг качества образования и новых технологий в отраслях, а также помощь предприятиям в создании и управлении собственными образовательными программами, способными адаптироваться к быстрым изменениям в индустрии.
ЗаключениеSTEAM-образование становится мостом между учебным процессом и профессиональной деятельностью, обеспечивая подготовку специалистов, способных справляться с вызовами современного мира. Казахстан, обладая уникальными возможностями и ресурсами, может стать примером успешного внедрения STEAM-подхода для других стран Центральной Азии. Результаты данного исследования — важный шаг на пути к этой цели.